13 сентября 2019 года в учреждении образования прошло инструктивно-методическое совещание с членами педагогического коллектива по алгоритму организации инновационной деятельности. На совещании обсуждались перспективы работы школы на 2019/2020 учебный год. Участники проекта определились с индивидуальными темами инновационной деятельности.
22 сентября 2019 года в учреждении образования «Средняя школа № 27 г.Могилева» для участников инновационного проекта прошел методический практикум по ведению дневников педагогов, осуществляющих инновационную деятельность.
Катрич М.В., заместитель директора по учебной работе, познакомила заинтересованных педагогов с рекомендациями по ведению дневников и порядке учета проделанной работы. Учителя изучили нормативные документы, необходимые для оформления и ведения соответствующей документации.
27 сентября 2019 года в школе состоялось первое заседание проблемного семинара для участников инновационного проекта «Внедрение модели формирования социально-гражданских компетенций обучающихся на основе создания и реализации туристско-краеведческих медиапутешествий».
Задача проблемной группы – оказание содействия в повышении квалификации педагогических кадров в рамках реализации инновационного проекта, обеспечение нормативного правового сопровождения инновационной деятельности.
На заседании рассматривались вопросы инновационной деятельности в учреждениях образования Республики Беларусь, сделан обзор нормативных правовых документов, обеспечивающих инновационную деятельность в учреждениях образования. Так же были обсуждены индивидуальные темы работы педагогов в рамках инновационного проекта.
25 октября 2019 года в учреждении образования был проведен методический практикум «Медиапутешествие: от планирования к презентации». В рамках практикума учитель информатики Бугаева О.М. продемонстрировала возможность использования интернет–ресурсов при реализации инновационного проекта. Педагоги поделись своим опытом создания презентаций с медиапутешествиями, экскурсиями.
Учителями, участниками инновационного проекта, был разработан алгоритм создания медиапутешествия, рассмотрены основные ошибки создания презентации.
4 ноября 2019 года в школе прошло заседание постоянно действующего семинара «Формирование социально-гражданских компетенций обучающихся в условиях современного учреждения образования» в рамках внедрения инновационного проекта «Внедрение модели формирования социально-гражданских компетенций обучающихся на основе создания и реализации туристско-краеведческих медиапутешествий».
На заседании педагоги, участники инновационного проекта, делились опытом, представляли практические наработки своей деятельности. Учителями был проанализирован собственный опыт проведения видео экскурсий с учащимися школы.
29 ноября 2019 года в учреждении образования для педагогов, участников инновационного проекта, прошло заседание методического практикума «Компьютерные технологии в работе педагога».
В ходе практикума были рассмотрены следующие вопросы: понятие и функции компьютерных технологий (далее – КТ), применение КТ в образовательном процессе, использование КТ в процессе организации инновационной деятельности, создания и реализации туристско-краеведческих медиапутешествий и др.
При подведении итогов участники встречи отметили практическую ценность полученной информации и необходимость проведения подобных практикумов.
6 декабря 2019 года, в соответствии с календарным планом инновационной деятельности, прошло очередное заседание проблемного семинара для участников инновационного проекта «Внедрение модели формирования социально-гражданских компетенций обучающихся на основе создания и реализации туристско-краеведческих медиапутешествий».
На заседании проблемной группы были обсуждены следующие вопросы: «Создание имиджа эффективного учреждения образования через участие в инновационной и экспериментальной деятельности», «Инновационный процесс в учреждении образования», «Психолого-педагогическое сопровождение в рамках реализации инновационного проекта. Оценка готовности педагогического коллектива к участию в инновационной деятельности».
Педагогам, участникам инновационного проекта, так же была представлена панорама материалов периодической печати, сети Интернет, тематической литературы по инновационной деятельности, а педагог-психолог проанализировала итоги диагностирования педагогов-инноваторов.
8 января 2020 года прошла творческая встреча педагогов, участников инновационного проекта «Внедрение модели формирования социально-гражданских компетенций обучающихся на основе создания и реализации туристско-краеведческих медиапутешествий».
Учителя предоставили на обсуждение коллег макеты туристско-краеведческих медиапутешествий, поделились опытом использования туристско-краеведческих медиапутешествий в образовательной деятельности, обсудили основные направления работы на ближайшее время.
Республиканский семинар
29-30 января 2020 года педагоги государственного учреждения образования «Средняя школа № 27 г.Могилева», участники инновационного проекта стали участниками республиканского семинара для педагогических работников учреждений дошкольного, общего среднего образования, участвующих в реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования социально-гражданских компетенций обучающихся на основе создания и реализации туристско-краеведческих медиапутешествий», по теме «Формирование социально-гражданских компетенций учащихся средствами краеведческих медиапутешествий».
Первый день семинара прошел в государственном учреждении образования «Средняя школа № 34 г.Могилева». Открыл заседание Жудро Михаил Михайлович, ректор учреждения образования «Могилевский государственный областной институт развития образования», кандидат экономических наук, доцент, с выступлением «Организация сетевого научно-педагогического партнерства как фактор повышения качества образования».
О своей работе в рамках инновационного проекта рассказали хозяева семинара:
– Якименко Игорь Викторович, директор государственного учреждения образования «Средняя школа № 34 г. Могилева». «Медиацентр в современном учреждении образования»;
– Беляева Галина Николаевна, заместитель директора по учебной работе государственного учреждения образования «Средняя школа № 3 г. Могилева». «От инновационного проекта к открытию ресурсного центра»;
– Скобелева Инна Анатольевна, учитель иностранного языка государственного учреждения образования «Средняя школа № 34 г. Могилева». «Интернет-проекты – средство формирования социально-гражданских компетенций учащихся».
В практической части были проведены внеклассные мероприятия:
– Медиапутешествие «Храмы Могилева: из прошлого в настоящее» (VII класс);
– Медиапутешествие «Неизвестные страницы истории родного города» (IV класс).
Вторая половина семинара носила практический характер. Беляева Г.Н. провела мастер-класс «Краеведческие образовательные медиапутешествия – средство формирования социально-гражданских компетенций обучающихся», Тюко В.В. вместе с педагогом-психологом государственного учреждения образования«Средняя школа № 27 г.Могилева» Бородкиной Натальей Николаевной рассказали педагогам-инноваторам об организационно-методическом и психолого-педагогическом сопровождении инновационной деятельности в учреждении общего среднего образования.
Активное участие в семинаре приняли педагоги нашей школы. Был представлен опыт инновационной деятельности учреждения образования «От устноисторических исследований к туристско-краеведческим медиапутешествиям».
Кардымон Татьяна Геннадьевна, учитель русского языка и литературы государственного учреждения образования «Средняя школа № 27 г. Могилева», рассказала об организации деятельности ресурсного инновационного центра «Устноисторические исследования в образовательном процессе» в 2019/2020 учебном году на базе государственного учреждения образования «Средняя школа № 27 г.Могилева».
Целенаправленная работа по развитию социально-гражданских компетенций учащихся в пространстве нашей школы ведётся не один год. Накоплен определённый опыт. Сложилась определённая система гражданско-патриотического воспитания, есть свои традиции. Кроме всего прочего, формированию социально-гражданских компетенций учащихся, их активной гражданской позиции способствовало участие учреждения образования в инновационном проекте «Внедрение модели устноисторических исследований родного края как средства развития социально-гражданских компетенций учащихся» в 2015-2018 гг.
Взяв во внимание и то, что современные информационные технологии расширяют возможности традиционных подходов к формированию социально-гражданских компетенций учащихся, государственное учреждение образования «Средняя школа №27 г.Могилёва» стал участником инновационного проекта «Внедрение модели формирования социально-гражданских компетенций обучающихся на основе создания и реализации туристско-краеведческих медиапутешествий».
Сулимова Елена Владимировна, учитель истории и обществоведения государственного учреждения образования «Средняя школа № 27 г. Могилева» и Шилович Наталья Леонидовна, учитель истории и обществоведения государственного учреждения образования «Средняя школа № 27 г. Могилева» в своём выступлении рассказали об одной из интереснейших современных форм работы с учащимися, где используются в том числе устноисторические исследования, виртуальных путешествиях и предложили педагогам стать участниками игры-путешествия ”Сокровища Беларуси: неизвестное об известном”.
Игры-путешествия, виртуальные квесты – это один из способов оценки уровня понимания и усвоения материала медиапутешествия. Об этом и о системе работы государственного учреждения образования «Средняя школа № 27 г.Могилева» по реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования социально-гражданских компетенций обучающихся на основе создания и реализации туристско-краеведческих медиапутешествий» в 2019/2020 учебном году рассказала Шмаенкова Анна Ивановна, учитель белорусского языка и литературы государственного учреждения образования «Средняя школа № 27 г. Могилева».
Второй день семинара прошел в государственном учреждении образования «Гимназия № 3 г. Могилева» в форме Методического Квеста. Учителя гимназии Асесаров Р.С., учитель информатики Лобков А.В., учитель истории и обществоведения сделали обзор программного обеспечения и он-лайн сервисов для создания медиапутешествий.
Практическое занятие по созданию образовательных медиапутешествий «Улицы города» провела Асесарова Ю.В., учитель информатики государственного учреждения образования «Гимназия № 3 г. Могилева», а практикум по созданию образовательных медиапутешествий с использованием он-лайн сервиса THINGLING Луговцова О.В., учитель истории и обществоведения государственного учреждения образования «Гимназия № 3 г. Могилева».
О формировании социально-гражданских компетенций младших школьников через разработку и использование на учебных занятиях образовательных туристско-краеведческих медиапутешествий рассказала Павловская О.В., учитель начальных классов государственного учреждения образования «Гимназия № 3 г. Могилева»
Участники семинара посетили учебное занятие по английскому языку “A Visit to the Museum of Byalinitsky-Birylia” (Сомова Е.Г., учитель английского языка государственного учреждения образования «Гимназия № 3 г. Могилева») и занятие объединения по интересам «Мастерская юного журналиста» верстка очередного выпуска печатного издания «Гимназический вестник» (электронное приложение) (Циховская С.В., учитель белорусского языка и литературы государственного учреждения образования «Гимназия № 3 г. Могилева»).
На круглом столе были подведены итоги работы семинара. Все участники отметили значимость, пользу и практическую направленность проведённого мероприятия.
Шмаенкова А.И., руководитель проблемного семинара для участников инновационного проекта
Заседание проблемного семинара для участников инновационного проекта
В творческой обстановке прошло 22 мая 2020 года заседание № 4 «О промежуточных итогах работы за 2019/2020 учебный год» проблемного семинара для участников инновационного проекта «Внедрение модели формирования социально-гражданских компетенций обучающихся на основе создания и реализации туристско-краеведческих медиапутешествий».
На заседании заместитель директора по учебной работе Катрич М.В. рассказала о мероприятиях по повышению квалификации педагогических кадров в рамках реализации инновационного проекта, сделала анализ проведенной за первый год работы по реализации инновационного проекта.
Нестандартно была организована практическая часть заседания. Членами творческой группы была изучена и обсуждена примерная структура справки о промежуточных результатах реализации инновационного проекта. А затем в творческой форме каждый педагог-инноватор представил свой индивидуальный отчет.
В рамках реализации проекта за первый год разработано 5 туристско-краеведческих медиапутешествий: был создан первый блок медиапутешествий «Могилев исторический» на русском, белорусском и английском языках. Кроме этого разработаны образовательные медиапутешествия по темам: «Могилев сквозь призму времени» и «Легенды Подниколья». Разработанные медиапродукты используются педагогами школы на уроках, внеклассных мероприятиях, предлагаются для самостоятельного ознакомления, становятся основой исследовательских работ обучающихся.
В учреждении образования учителями разработаны и проведены учебные занятия с использованием туристско-краеведческого медиапутешествия «Могилев исторический», образовательных медиапутешествиий «Могилев сквозь призму времени» и «Легенды Подниколья» (серия внеклассных мероприятий «Неизвестный известный Могилёв», урок белорусской литературы в 5 классе «Беларускія легенды. «Нарач», урок белорусской литературы в 8 классе «Чаму ў гонар разбойніка Машэкі складаліся паданні і быў названы горад над Дняпром?», КВН для учащихся 11 класса “Зямля пд белымі крыламі…” и др.).
Демонстрация и трансляция опыта педагогов-инноваторов осуществлялась путем проведения и участия в научно-методических мероприятиях учреждения, района, области и республики, публикаций в научно-методических периодических изданиях, а также посредством размещения разработанных продуктов (туристско-краеведческих медиапутешествий) на сайте учреждения. Так же учителя, участники инновационного проекта, приняли участие в VІ Республиканской научно-практической конференции с международным участием «Научно-методическое сопровождение повышения квалификации педагогов: опыт, проблемы, перспективы».
Первый год работы школы над внедрением инновационного проекта показал, что участники образовательного процесса положительно относятся к инновационному проекту и удовлетворены ходом его реализации.
А.И. Шмаенкова, руководитель проблемного семинара